полная
версия
новости   форум   товары, цены, заказ
скачать книги и софт: pocket pc, palm
Каталог книг
для карманных компьютеров
лучшиепопулярные
новые за сегодня, за 3 дня, за 7 дней
по жанрупо авторам
информация о библиотеке
анонсы новых книг на email


Василий Нарежный

1780 — 03.07.1825




http://www.naregniy.net.ru/

Нарежный Василий Трофимович — русский писатель, родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя. Родился в 1780 году. Происходит из мелкой шляхты Миргородской сотни, Гадячского повета. Детство провел в местечке Устивцы Миргородского у. Полтавской губ. в усадьбе отца. В 1792 г. поступил в гимназию при Московском университете. В 1799 г. зачислен студентом на философский факультет. В 1802-21 гг. на государственной службе.
Первые литературные опыты Нарежного относятся к годам его ученичества и студенчества («Приятное и полезное препровождение времени», 1799; «Иппокрена, или Утеха любословия», 1799-1800) и несут на себе печать литературной школы Московского университета. Историко-героические поэмы «Брега Атлы» и «Освобожденная Москва» созданы с ориентацией на поэтику классицизма, отражают также воздействие баллад Оссиана. (Мистификация английского писателя XVIII в. Макферсона, выдавшего свое сочинение, в котором широко использовался шотландский и ирландский фольклор, за перевод легендарного кельтского барда Оссиана, оказала значительное влияние на предромантическую литературу.) Трагедия «Кровавая ночь, или Конечное падение дома Кадмова» написана по мотивам Эсхила и Софокла. В трагедии «Дмитрий Самозванец» (изд. в 1804 г.) сказывалось сильное влияние «Разбойников» Ф. Шиллера.
В 1806-08 гг. Нарежный завершил 1-ю часть цикла повестей «Славянские вечера» (опубл. в 1809 г.); полное их издание вышло в свет в 1826 г. В них отразился характерный для предромантизма интерес к отечественной истории: сочетая исторические факты и художественный вымысел, Нарежный в духе оссиановской традиции поэтизирует героев Киевской Руси, прославляет прошлое родной земли. Написанные ритмизованной прозой, повести во многом обнаруживают также воздействие «Слова о полку Игореве».
Наиболее значительное произведение Нарежного — роман «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» (1814). Будучи связанным с просветительской правоописательной традицией, с плутовским романом Лесажа, он продолжает сатирическое направление русской литературы XVIII в., представленное творчеством Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова. Используя авантюрный сюжет, описывая похождения кн. Чистякова, Нарежный создает сатирическую панораму России посл. трети XVIII в., показывает помещичью усадьбу, уездный и губернский город, Москву, Варшаву (подцензурное название Петербурга). В романе изображены разные социальные слои русского общества: столичная знать (в кн. Латроне угадывается Г. А. Потемкин), провинциальное дворянство, купечество, духовенство, крестьянство. Нарежный обличает общественные пороки: взяточничество, казнокрадство, лицемерие, разврат. Сатирические символы — 2 здания губернского города, украшенные двуглавым орлом (большой каменный дом, откуда люди выходят в унынии, — присутствие и маленький ветхий домишко, где они ищут утешение, — кабак), предвосхищают сатиру Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Нарежный уповает на просвещение и нравственное перевоспитание всех сословий, многие страницы его романа написаны в морализаторском тоне; в духе сентиментальной литературы представлен добродетельный герой Никандр — сын Чистякова. Однако над всем господствует трезвый взгляд писателя на человека и окружающую действительность. Острота сатиры Нарежного послужила причиной наложения ареста на 3 первые части романа, опубликованные в 1814, запрещения печатать 3 последующие части.
В 1818 г. Нарежный закончил работу над романом «Черный год, или Горские князья», в котором отразились впечатления писателя от его пребывания на Кавказе. 20 мая 1818 г. Нарежный выступил с чтением повести «Игорь» на заседании Вольного общества любителей российской словесности. В 1818 г. в журнале общества «Соревнователь просвещения и благотворения» напечатал повесть «Любослав», в 1819 г. — повесть «Александр».
В 1822 г. был завершен и опубликован роман «Аристион, или Перевоспитание», восходящий к европейскому роману воспитания, к роману Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Герой Нарежного Аристион, зараженный пороками дворянства, перевоспитывается в благоприятной среде искусственно созданного идеального поместья, где процветают высокая нравственность и художественная культура. Картина перевоспитания героя показана на фоне морального разложения праздных помещиков. В представленных Нарежным типах — пана Сильвестра, страстного охотника, запустившего хозяйство, скупца пана Тараха, игрока и кутилы пана Парамона — можно узнать будущих героев «Мертвых душ».
В 1824 г. вышли в свет «Новые повести». В одной из них — в повести «Мария» разрабатывался мотив, на котором основано «Печальное происшествие» Жуковского (чистая любовь крепостной девушки, поруганная крепостниками, последующая гибель влюбленных), — наиболее полно по сравнению с др. произведениями Нарежного сказалась поэтика сентиментализма.
Последние романы Нарежного посвящены малороссийской теме. Роман «Бурсак» (1824), изображающий быт и нравы бурсаков, предвосхищает соответствующие описания «Вия» Гоголя. Роман «Два Ивана, или Страсть к тяжбам» (1825) сюжетом, характерами главных героев, живописными бытовыми картинами, сатирическими, а также исполненными мягкого юмора сценами предвосхищает гоголевскую «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Умер 21 июня (3 июля) 1825 года.
Andrew Nugged, © XXI
Копирование и цитирование материалов только при наличии гиперссылки на страницу Ладошек без блокировки индексации
Рейтинг Ладошек: КПК, мобильность, коммуникаторы, смартфоны, гаджеты, высокие технологии