полная
версия
новости   форум   товары, цены, заказ
скачать книги и софт: pocket pc, palm
Каталог книг
для карманных компьютеров
лучшиепопулярные
новые за сегодня, за 3 дня, за 7 дней
по жанрупо авторам
информация о библиотеке
анонсы новых книг на email


Сигрид Унсет

20.05.1882 — 10.06.1949





Сигрид Унсет (Sigrid Undset) — норвежская писательница, лауреат Нобелевской премии 1928 года. Родилась 20 мая 1882 года в Каллундборге в Дании на острове Зеландия. Отец ее – известный археолог Ингвалл Унсет, крупнейший в Норвегии специалист по железному веку, человек одаренный богатой фантазией и ярким писательским талантом, был норвежцем, мать – Шарлотта Гют-Унсет - датчанкой. Уже через два года семья переехала в Норвегию. Там в Кристиании (Осло) прошли детство и юность Сигрид. Сама она считала себя норвежкой, с раннего детства у девочки воспитывали любовь к норвежским сказкам, преданиям, большую роль в воспитании играл отец. Сигрид бывала у отца в Историческом музее, знакомилась с экспонатами. Счастливые годы детства писательница впоследствии отразила в автобиографическом романе «Одиннадцать лет» (1934). В 1893 г. после тяжелой болезни Ингвалл Унсет умер. Это событие круто изменило жизнь семьи. Вдова с тремя детьми вынуждена была существовать на скудную пенсию.
Сигрид мечтала о занятиях искусством, литературой, хотела стать художницей и часто с карандашом в руках бродила по старинным улицам Кристиании. Сохранились зарисовки и наброски этих лет. Но девушке пришлось поступить в Коммерческое училище, где готовили секретарей. Свыше 10 лет (1898-1908) служила в отделении «Всеобщей компании электричества» в Осло конторщицей, ей приходилось заниматься глубоко чуждым ее художественной натуре делом. Сигрид ненавидела свою работу и, чтобы не впасть в отчаяние, писала стихи, обдумывала план романа из истории норвежского средневековья. Мать поддерживала Сигрид, она советовала правдиво записывать все, что та видит.
И вот появились книги Унсет, которые обращали внимание современников реалистической обрисовкой будней женщины на службе и в семейной жизни. Это роман «Фру Марта Оули» (1907), принесший Унсет первую известность, и книга новелл «Счастливый возраст» (1908).
После успех первых книг Унсет получила государственную стипендию, которая позволила ей в 1909 году оставить ненавистную службу. В том же году появляется первый исторический роман Унсет «времен старых и кровавых дней» - «Сага о Вигдис и Вига-Льоте» (1909), в котором писательница исторически достоверно описывает средневековую среду около 1000 года, но в целом эта книга – плод свободной фантазии, она имитирует древнюю сагу, особенно в развитии темы любви-ненависти.
В 1910 г. Унсет совершает путешествие в Рим. Вернувшись, издает сборник стихов «Юность» (1910) и роман «Йенни» (1911), имевший громадный успех, привлекший к себе исключительное внимание читающей публики. Смелое и правдивое изображение сексуальных отношений в романе стало предметом бесконечных дискуссий. В романе показана судьба женщины (художницы Йенни), мятущейся в поисках большой подлинной любви.
В 1912 году Унсет выходит замуж за художника Андерса Сварстада. Ее семья быстро растет. В 1913 г. появляется сын Андерс Кастус, позднее сын Ханс Бенедикт и дочь Марен Шарлотта. Но писательница продолжает плодотворно трудиться. В 1913 г. появился сборник рассказов «Обездоленные», а в 1914 г. — большой роман «Весна», повествующий о сложной жизни женской души, столкновении романтических мечтаний с обыденной прозой жизни. В этом же ключе написаны и сборники новелл «Осколки зеркала тролля» (1917), «Мудрые девы» (1918) и сборник стихов «Весенние облака» (1921).
Круг героев Унсет первого периода её творчества — это маленькие, незаметные, скромные, «обездоленные» городские труженицы и труженики: конторские служащие (быт которых Унсет отлично знала), модистки, средняя городская полуинтеллигенция. Их образы нарисованы автором правдиво, с большой художественной силой. Унсет мастерски изображает психологию своих героинь, которые ведут отчаянную борьбу за право жить, чувствовать, любить и ненавидеть не так, как им предписывают общество и буржуазная мораль, а так, как этого хочется им самим. Но Унсет не удовлетворяется описанием борьбы современных ей городских «мелких» женщин, она стремится найти женщину, способную на сильнейшие чувства, целиком захватывающие её существо, женщину, вступающую в борьбу с традициями и порядками, на которые ещё никто не покушался.
В 1919 году Унсет с семьей поселяется в Лиллехаммере, расположенном в 130 км севернее Кристиании. В усадьбе Бьёркебек (Березовый ручей) начинается новый, самый плодотворный период жизни и творчества писательницы. Она возвращается к своей давнишней мечте написать роман из истории норвежского средневековья, но при этом реалистически изобразить в нем судьбу незаурядной женщины, ее борьбы за эмансипацию и личное счастье. Такую героиню Унсет находит не в современной, а в средневековой Норвегии. Так возникает центральное произведение Унсет – историческая трилогия «Кристин, дочь Лавранса», состоящая из трех романов «Венец» (1920), «Хозяйка» (1921) и «Крест» (1922). Но исторический материал — только фон, на котором разыгрывается трагедия женской души. В героях даны общечеловеческие черты «каждой» женщины и «каждого» мужчины. Типичным для эпохи является лишь сильное религиозное чувство, к которому автор примешивает мотив возмездия, проходящий через всю трилогию: божеские законы нельзя нарушать безнаказанно.
Роман поразил современников своим совершенством. При скрупулезном исторически достоверном изображении жизни и быта норвежцев между 1310 и 1349 годами, писательнице удалось создать психологическую и философскую драму в центре которой – судьба главной героини Кристин. Она выступает в романе как носительница индивидуального личностного начала, она противопоставляет требованиям общины, рода, свое индивидуальное чувство. Добившись реализации своих мечтаний вопреки устоям общества, Кристин сталкивается с оборотной стороной свободы – ответственностью за принятые решения. В финале трилогии героиня находит счастье и спокойствие в самопожертвовании.
К этой трилогии и хронологически, и тематически примыкает дилогия «Улав, сын Аудуна из Хествикена» (1925) и «Улав, сын Аудуна, и его дети» (1927). Главный герой дилогии Улав так же как и Кристин – представитель индивидуализма, попавший в средневековую среду. Он отказывается следовать обычаям рода (прощает изменившую ему невесту) и до конца своих дней вынужден расплачиваться за это принятое однажды индивидуальное решение.
Исторические романы Унсет, поднимавшие психологические и философские проблемы, близкие читателям 20 века, и при этом блестяще рисующие исторический средневековый фон, вызвали восторг у критики и публики.
В 1928 году Унсет была удостоена Нобелевской премии по литературе «за совершенное описание норвежского средневековья».
После 1928 года Унсет возвращается к современной теме в романах «Гимнадемия» (1929) и «Неопалимая купина» (1930), пишет романы о супружеской жизни «Ида Элизабет» (1932) и «Верная жена» (1936), но большого успеха они не приносят, как и роман из истории Норвегии 18 века «Мадам Дортея» (1939).
В 1930-е годы Унсет занялась общественной и публицистической деятельностью, полемикой по религиозным вопросам. Она перешла в католичество и стала в ряды его апологетов. Кроме того Унсет интересовалась детским кукольным театром и древненорвежскими сагами, переводами которых и занималась. В 1935 году Унсет возглавила Союз норвежских писателей. Она активно выступает против фашистских и нацистских режимов, возглавляет в 1935 году кампанию за присуждение Нобелевской премии мира узнику гитлеровского концлагеря публицисту Карлу фон Осецкому.
В 1934 году Унсет выпустила в свет новый роман «Одиннадцать лет», являющийся скорее художественно-оформленными мемуарами. В романе описывается жизнь и переживания девочки. Критика признает за Унсет ряд заслуг в дальнейшем развитии норвежского литературного языка («риксмола»).
В апреле 1940 года нацисты оккупировали Норвегию. Спасаясь от них, Унсет на лыжах уходит в нейтральную Швецию, где узнает, что ее старший сын убит во время боев с гитлеровцами. С сыном Хансом Бенедиктом (дочь умерла ранее от тяжелой болезни, с мужем Сигрид разошлась в 1925 году) писательница через Москву эмигрирует в США.
Здесь она пишет «Возвращение в будущее» (1942) и «Счастливые дни» (1942) – романы мемуарного характера, в которых содержится призыв бороться с фашизмом.
В 1945 году Унсет возвратилась на родину. После этого она прожила еще 4 года, но больше уже не писала. Последние годы жизни провела в Лиллехаммере, где и скончалась от инсульта 10 июня 1949 года.

По материалам Википедии
Andrew Nugged, © XXI
Копирование и цитирование материалов только при наличии гиперссылки на страницу Ладошек без блокировки индексации
Рейтинг Ладошек: КПК, мобильность, коммуникаторы, смартфоны, гаджеты, высокие технологии