полная
версия
новости   форум   товары, цены, заказ
скачать книги и софт: pocket pc, palm
Каталог книг
для карманных компьютеров
лучшиепопулярные
новые за сегодня, за 3 дня, за 7 дней
по жанрупо авторам
информация о библиотеке
анонсы новых книг на email


Мартин Хайдеггер

26.09.1889 — 26.05.1976





Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger) – немецкий философ.
Родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе, что на юге земли Баден-Вюртемберг. Его отец, ремесленник-бочар, был причетником и звонарем католического храма св. Мартина в Месскирхе. Мать родом из деревни в Верхней Швабии.
С юности Мартин увлекался чтением серьезных книг и игрой в футбол.
Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца; бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге.
С 1909 года Мартин Хайдеггер студент богословия, математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете, одном из старейших университетов Европы (основан в 1460 году), где защитил докторскую диссертацию в 1913 году.
Учился у Риккерта. В 1920 году стал ассистентом Гуссерля (профессора Фрейбургского университета с 1916 года).
В эти годы (с 1910 по 1920 годы) его окружением были такие известные фигуры как Рудольф Бультман, Гадамер, Карл Ясперс, Николай Гартман, Макс Шелер. Вместе с ними проходило время его философского ученичества. Это были годы, когда вышел в свет полный Ницше, возвратилось внимание к Гегелю и Шеллингу, были переведены на немецкий Кьеркегор и Достоевский, началось издание собрания сочинений Дильтея, был заново открыт Гельдерлинг; когда Рильке и Тракль создавали свои главные вещи; когда восходил Пауль Клее; когда Вернер Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей в квантовой механике.
В этот период Хайдеггер внес серьезный вклад в развитие феноменологии.
В 1914 году Хайдеггер публикует докторскую работу «Учение о суждении в психологизме», в 1916 г. – диссертацию «Учение Дунса Скота о категориях и значении».
В 1921 году он пишет рецензию на книгу своего старшего друга Карла Ясперса «Психология мировоззрений» (рецензия напечатана только в 1973 году). Уже здесь происходит размежевание Хайдеггера с экзистенциализмом.
В 1923–28 гг. – Хайдеггер профессор Марбургского университета.
В 1927 году появляется «Бытие и время» (Sein und Zeit, 1927) – книга, изменившая путь европейской мысли.
Что бы ни понял, что бы ни увидел своим умом, что бы ни открыл, что бы ни изобрел, чем бы ни был захвачен человек, пространство, в котором он так или иначе ведет себя в своей истории, устроено не им. Во всяком случае, сцена на которую человек каждый раз выступает, думая и поступая, всегда заранее уже есть – постоянная, и по существу единственная мысль Хайдеггера.
С 1929 года, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, Хайдеггер возглавляет кафедру философии Фрейбургского университета.
В том же году выходит в свет работа «Кант и проблема метафизики» (Kant und das Problem der Metaphysik, 1929).
1930 год – в свет выходит работа Хайдеггера «Что такое метафизика?» (Was ist Metaphysik?, 1930).
Дважды, в 1930 и в 1933 гг., Хайдеггера приглашают в Берлинский университет, он отказывается (по тем временам стало уже совершенно обязательно, чтобы на таком посту, как ректор университета, находился член партии). В начале мая 1933 года, по просьбе бывшего ректора, фон Мёллендорфа, все же соглашается.
В феврале 1934 года, за полгода до единовластия Гитлера, Хайдеггер подает в отставку.
В эти годы Хайдеггер оставляет позади привычные интеллектуальные вехи. Не философия, не метафизика, не фундаментальная онтология, и даже не бытие, а «другое мышление» отныне его задача. Знаменитый «поворот» 1930-х годов многими был истолкован как расписка в неудаче «Бытия и времени», признание тупика. Хайдеггер не стал говорить, что на его родном наречии поворотом (Kehre) называется место, где серпантин горной дороги поворачивает почти назад, чтобы подобраться еще ближе к перевалу.
В 1937 году появляются работы о литературе: «Гельдерлинг и сущность поэзии» (Hlderlin und das Wesen der Dichtung, 1937), «Толкования поэзии Гельдерлина» (Erlauterungen zu Hlderlins Dichtung, 1937).
В годы войны работы Хайдеггера несут на себе напряжение исторического места и момента, дышат близостью события и сами есть событие. Но главное событие, о котором в них идет речь, не похоже на революции, войны и учреждение новых порядков. Все, что устанавливается насильственно, не становится событием или становится совсем не тем событием, которого хотели устроители.
После войны, лишенный французскими оккупационными властями права преподавания, забытый почти всеми, Хайдеггер живет уединенно, но позже возобновляет преподавательскую деятельность и ведет ее до 1957 года.
Его более поздние работы посвящены не столько проблеме индивидуальной субъективности, сколько проблемам традиционной метафизики. В работе «Введение в метафизику» (Einfhrung in die Metaphysik, 1953) он прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную «технологическую» интерпретацию природы. В своих работах о языке и литературе, таких как «Отрешенность» (Gelassenheit, 1959) и «Путь к языку» (Unterwegs zur Sprache, 1959), он показывает, как устремления, исторические традиции и толкования, принадлежащие определенному времени, находят выражение через созерцание мыслителя. Сам процесс мышления является благодарным принятием того, что есть. Событие (Ereignis) бытия не только случается, оно находит возможность быть «сказанным» или «начертанным».
Умер Хайдеггер в Месскирхе 26 мая 1976 года прожив всю свою жизнь (кроме редких поездок за границу) в своих родных местах.
Andrew Nugged, © XXI
Копирование и цитирование материалов только при наличии гиперссылки на страницу Ладошек без блокировки индексации
Рейтинг Ладошек: КПК, мобильность, коммуникаторы, смартфоны, гаджеты, высокие технологии