полная
версия
новости   форум   товары, цены, заказ
скачать книги и софт: pocket pc, palm
Каталог книг
для карманных компьютеров
лучшиепопулярные
новые за сегодня, за 3 дня, за 7 дней
по жанрупо авторам
информация о библиотеке
анонсы новых книг на email


Всеволод Соловьев

13.01.1849 — 02.11.1903





Всеволод Сергеевич Соловьев - известный русский литератор, мистик, автор многих известных исторических романов, сын известнейшего русского историка Сергея Соловьева и брат русского философа-западника Владимира Соловьева. Родился 1 (13) января 1849 года в Москве. Учился на юридическом факультете Московского университета, где окончил курс в 1870 году со степенью кандидата прав, и в том же году поступил на службу во 2-е отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии. Состоял председателем постоянной комиссии по устройству народных чтений.
Дом Соловьевых, благодаря стараниям матери Всеволода, чей редкий ум и незаурядность привлекали к себе многих умных людей того времени, был настоящим литературным салоном: частыми гостями салона были историки Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, собиратель русских народных сказок А. Н. Афанасьев, братья Аксаковы, А. Ф. Писемский, Евгения Тур - мать описателя Салиаса и многие другие. Воспитание в таком окружении послужило быстрому развитию у молодого Всеволода сильной тяги к творчеству. Уже шестнадцати лет он пробует свои силы как поэт стихотворениями (большей частью без подписи) в журналах «Русский вестник», «Заря» и «Вестник Европы». Затем помещал критические очерки в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Русском мире», а в 1870 году в журнале «Всемирная Иллюстрация» появляется его первый рассказ.
В 1876 году в «Ниве» была напечатана первая его историческая повесть «Княжна Острожская» (о князе Константине Острожском), в котором была в неимоверно увлекательной манере описана эпоха борьбы православия с иезуитами. Произведение имело значительный успех. Почувствовав после этого свое настоящее призвание, Соловьев решает всецело посвятить себя литературе, и конкретно - историческому роману. Вслед за «Княжной Острожской» в течении нескольких лет он один за другим создает романы и повести, становящиеся, говоря по-современному, бестселлерами: «Юный император» (о Петре II) («Нива», 1877), «Капитан гренадерской роты» (об эпохе дворцовых переворотов) («Историческая библиотека», 1878), «Царь Девица» (о жизни царевны Софьи) («Нива», 1878), «Касимовская невеста» (о женитьбе царя Алексея Михайловича на Рафе Всеволжской) («Нива», 1879), «Наваждение» («Русский вестник», 1879), «Новые рассказы» (1892), «Жених царевны» (1893), «Злые вихри» (1894), «Цветы бездны» («Русский вестник», 1895) и другие. Каждый из перечисленных романов выдержал по несколько отдельных изданий.
И все же главным историческим произведением, окончательно прославившим романиста, становится историческая эпопея «Хроника четырех поколений», объединившая пять романов: «Сергей Горбатов», «Вольтерьянец», «Старый дом», «Изгнанник», и «Последние Горбатовы». Это монументальное произведение, охватывающее собою период с конца ХVIII по семидесятые годы ХIX века, потрясает своим размахом. В качестве героев эпопеи задействованы Фелица-Екатерина, императрица России, «светлейший» граф Орлов Григорий, князь Потемкин, Лев Нарышкин, граф Безбородко, император Павел I, поэт Г. Р. Державин, король Швеции Густав, и другие, менее известные исторические лица. Именно в этом произведении Соловьев, под влиянием своего младшего брата, все более увлекающийся мистикой (а Владимир Сергеевич Соловьев был не только философом-западником, но и известнейшим философом-мистиком), впервые вводит элементы мистики в свой роман - в «Старом доме», помимо восхитительно сплетенной романтической интриги, появляются мистические мотивы, тайное общество, знаменитый архимандрит Фотий, пленявший красноречием Александра II и доводивший его до слез. По мере приближения к завершению эпопеи автор выводит на первый план не исторические лица, а простых смертных, детей своего века, выразителей его нравов. Акценты переносятся на мучительные вопросы жизни, размышления над ее внутренней загадкой.
К концу восьмидесятых годов Всеволод Сергеевич решается «исследовать ход и развитие мистицизма в западноевропейском нерусском обществе и написать большой роман, где изображались бы результаты этого мистицизма, особенно характерные в конце XVIII начале XIX века». И вот в журнале «Север», основанном Вс. Соловьевым совместно с П. П. Гнедичем, автором изданной в 1908 году А. Ф. Марксом трехтомной «Истории искусств», появляется сначала роман «Волхвы» (1888), а на следующий год и роман «Великий розенкрейцер». Работая над этой дилогией Соловьев провел огромнейшую работу, собирая фактический материал по оккультизму и мистике в Национальной библиотеке в Париже, изучая произведения мистиков Парацельса, Эккартсгаузена, Фламеля, Триссмегиста. Все эти материалы открыли ему новые горизонты изучаемой области. Именно поэтому портреты многих героев дилогии нарисованы несколько иначе, чем их принято рисовать, так, например, образ графа Феникса (он же Калиостро) выведен совершенно иначе, чем у, скажем, А. Дюма и его многочисленных подражателей. Чародей Калиостро представлен у Соловьева не как шарлатан, как истинный, но сошедший с пути истинного маг, носитель завета Христова. Влияние религии, христианский подход виден на практически каждой странице книг дилогии, так, в развязке второй части дилогии главный герой, растерявший колдовские знания и вновь нашедший «путь к богу», благодаря помощи божественных сил легко одолевает в колдовском поединке своего противника.
Соловьев умер 20 октября (2 ноября) 1903 года, но первое полное собрание сочинений писателя было опубликовано лишь в 1917 году в Петрограде типографией П. П. Сойкина. Несмотря на смутное время, собрание сочинений Вс. Соловьева моментально разошлось - такой огромной популярностью пользовались произведения автора у российской публики.
Andrew Nugged, © XXI
Копирование и цитирование материалов только при наличии гиперссылки на страницу Ладошек без блокировки индексации
Рейтинг Ладошек: КПК, мобильность, коммуникаторы, смартфоны, гаджеты, высокие технологии