полная
версия
новости   форум   товары, цены, заказ
скачать книги и софт: pocket pc, palm
Каталог книг
для карманных компьютеров
лучшиепопулярные
новые за сегодня, за 3 дня, за 7 дней
по жанрупо авторам
информация о библиотеке
анонсы новых книг на email


Валерий Попов

родился 08.12.1939





Валерий Георгиевич Попов (8 декабря 1939, Казань) — русский прозаик.
Родился 8 декабря 1939 в Казани в семье биолога-селекционера. В 1963 окончил Ленинградский электротехнический институт и до 1969 работал инженером. В 1970 заочно окончил сценарный факультет ВГИКа. Первый рассказ «Я и автомат» был опубликован в коллективном сборнике «Испытание» (1963). В 1969 выпустил первый сборник повестей и рассказов «Южнее, чем прежде», а годом позже детскую книгу «Все мы не красавцы». В 1970 вступил в Союз писателей, в годы перестройки возглавлял секцию прозы, был заместителем председателя Ленинградской организации Союза писателей, руководил отделением Пен-центра в Петербурге.
Литературная родословная Попова связана с двумя основными ориентирами: гоголевский гротеск и бунинская зримость, пластичность образных деталей. При этом «учеба у классиков» для Попова не была самоцелью, он едва ли не единственный из современных русских прозаиков дерзает отрицать художественные заветы Ф.Достоевского и Л.Толстого, оспаривать основные принципы литературной традиции 19 в.: общественный пафос, проповедь страдания, нравственное воздействие на читателя. Трудно найти в русской прозе еще хотя бы один художественный мир, построенный, как у Попова, на принципах эстетизма, лирического гедонизма и жизнеутверждающего юмора, свободный от оглядки на литературные и нравственные авторитеты.
Уникальность художественного мира Попова, как ни парадоксально, долгие годы работала против его известности и признания. Книги Попова в застойные годы выходили относительно благополучно, однако его лучшие повести и рассказы почти не проникали на страницы толстых журналов, печататься в них систематически Попов начал только с конца 1980-х годов.
Автобиографизм порой проявлялся как реальная основа ряда рассказов («Автора!» — гиперболизированное отражение опыта Попова как киносценариста; «За грибами в Лондон» — лирико-юмористический отчет о поездке за рубеж; «Первая хирургия» — описание больничной атмосферы), но главная его функция — сообщить создаваемой картине мира предельную концентрированность и эмоциональную интимность. «Я» в прозе Попова означает не статическое единство, а подвижную динамическую целостность. В программной повести «Жизнь удалась» (1981) представлено довольно сложное сравнение автора-писателя и не вполне тождественного ему героя — среднего интеллигента с техническим образованием (такая структура словно открыта для включения в нее читательского «я»). Повесть «Иногда промелькнет» (1991) строится как напряженное воспоминание о юности, по-прустовски пристальное всматривание в подробности былого, когда точность и подлинность становятся самоцелью. Наконец, в повести «Остров Рай» герой-повествователь демонстративно обозначен как Валерий Георгиевич Попов.
Неизменной чертой творчества Попова остается прочность смысловых связей между отдельными рассказами и повестями, которые являются как бы отдельными главами единой, незавершенной и всегда открытой для продолжения книги. Доминирующий пафос этой субъективной эпопеи — активное жизнетворчество, вера в возможность гармонического разрешения конфликтов и противоречий. Простое человеческое счастье выступает здесь как главная мера добра и справедливости, что ощутимо уже в названиях произведений Попова: «Нормальный ход», «Успеваем…», «Вход свободный», «Жизнь удалась», «Парадиз».
Делая ставку на внутреннюю свободу индивидуума, писатель никогда не питал политических иллюзий, не избегал описаний абсурдности и жестокости социальной действительности: характерна в этом отношении повесть «Новая Шехерезада» (1988) — первый для Попова опыт перевоплощения и изображения женского характера. Главным и незаменимым средством утверждения позитивных ценностей в мире Попова выступает юмор, носителями которого являются и сам автор, и близкие ему персонажи. Светлым юмором отмечены и эротические мотивы, пронизывающие прозу Попова: земная любовь, показанная без патетики и вместе с тем свободная от бытовой заниженности, предстает неоспоримой ценностью и созидательной силой.
Стилистика Попова основана на предельном доверии к мудрости языка как такового, вдохновенной игре с повседневной речью. Доверительность разговорной интонации помогает мотивировать фантастические метаморфозы, создать эффект присутствия. Попов избегает как книжных красот, так и обыденной грубости, он не просто цитирует устную речь, а динамически ее спрессовывает. Лаконизм языка в сочетании с парадоксальностью нередко приближают прозаическую интонацию к поэтической. По меткому наблюдению П.Вайля и А.Гениса, Попов пишет «квантами» — словесно-образными сгустками, располагающими к запоминанию наизусть, цитированию, перенесению в другие контексты.
Попов много работает как детский писатель. В его повестях «Похождения двух горемык» (1978), «Нас ждут» (1984), «Что посеешь…» (1986), «Самый сильный» (1989) отчетливо выявляется авторский четкий, без нормативности идеал разумной и осмысленной человеческой жизни.
Наметившиеся в 1990-х годах самоповторы — роман «Будни гарема» (1993) и особенно роман «Разбойница» (1996) — свидетельствуют об опасности литературной инерции. Однако бесспорным новаторским вкладом Попова в русскую литературу остается созданная им художественная модель гармонического взаимодействия индивидуума с миром, основанная на природных законах мироздания, открываемых при помощи творческого остроумия и словесной изобретательности.
Andrew Nugged, © XXI
Копирование и цитирование материалов только при наличии гиперссылки на страницу Ладошек без блокировки индексации
Рейтинг Ладошек: КПК, мобильность, коммуникаторы, смартфоны, гаджеты, высокие технологии