полная
версия
новости   форум   товары, цены, заказ
скачать книги и софт: pocket pc, palm
Каталог книг
для карманных компьютеров
лучшиепопулярные
новые за сегодня, за 3 дня, за 7 дней
по жанрупо авторам
информация о библиотеке
анонсы новых книг на email


Фридрих Дюрренматт

05.01.1921 — 14.12.1990





Фридрих Йозеф Дюрренматт (Friedrich Josef Durrenmatt) — швейцарский прозаик, публицист, драматург и художник-экспрессионист. Один из мастеров психологического детектива.
Родился 5 января 1921 году в швейцарской деревне Конольфинген в кантоне Берн. Его дед был членом Национального совета, однако, несмотря на свои консервативные взгляды, писал довольно известные сатирические стихи, обличавшие государственный бюрократизм. Отец был сельским протестантским пастором. Строгое воспитание и социальное положение отца обособили будущего писателя от общества сверстников. Возможно, вынужденная замкнутость мальчика обусловила его увлечение: уже в детстве он начал рисовать. Страсть к изобразительному искусству сопровождало его всю жизнь: он делал иллюстрации к своим пьесам, эскизы к их постановкам. В 1970-1980-х годах его живописные и графические работы экспонировались на художественных выставках в Невшателе и Цюрихе.
В 1935 году семья переехала в Берн. Там Фридрих поступил сначала в Свободную гимназию, позже перешел в Гумбольдтианум, который закончил в 1941 году. Протестантское воспитание оказало влияние на формирование личности будущего писателя, однако оно проходило скорее "от противного", в конфликте со строгими требованиями аскетизма и дисциплины. Гимназические "успехи" и поведение Дюрренматта вызывали множество нареканий его преподавателей, и годы учебы в гимназии писатель впоследствии считал "самым неприятным временем" свой жизни.
В 1941 году поступил в Цюрихский университет, где начал изучать философию, естествознание и германистику, но после первого же семестра перевелся в университет Берна. Особенный интерес у него вызывали работы С. Кьеркегора и французских экзистенциалистов - их идеи нашли свое отражение в последующем творчестве Дюрренматта. Однако попытка получения классического образования оказалась неудачной: в 1943 году он оставляет университет и посвящает себя литературе. Этот поступок в значительной степени обособливает Дюрренматта от большинства известных драматургов 20 века: как правило, стремление к анализу насущных проблем бытия обусловливалось интенсивной интеллектуальной юношеской жизнью в университетской среде (Беккет, Ионеско и др.).
К 1945-1946 годам написана первая пьеса "Ибо сказано", которая была поставлена в 1947 году. Особенного успеха постановка не имела, однако привнесла кардинальное изменение в его жизнь: Дюрренматт женился на актрисе Лотти Гайсслер, и молодая семья переехала в Лигерц на озере Билер. Он стал главой семьи (у них было пять детей), и материальные вопросы приобрели для него огромное значение. Именно потому в те годы Дюрренматт пишет не только пьесы ("Слепой", 1948; "Ромул Великий", 1949), но и детективы, которые публикуются с продолжением в газете "Швайцер беобахтер", а также заключает договор с немецкими радиостанциями на несколько радиопьес. Пьесы для радио стали для него совершенно отдельным жанром, что в истории мировой драматургии является исключительным случаем.
Первый творческий и коммерческий успех принесла ему пьеса "Ромул Великий". В 1950 году этот успех был подкреплен постановкой следующей пьесы - "Брак господина Миссисипи", после которой автор был признан драматургом национального масштаба. К этому времени сформировалась основная проблематика его пьес: утрата духовных корней, трагическое бессилие человека, противостоящего хаотичному и жестокому миру. Однако Дюрренматт считал, что время трагедии прошло, и что комедия осталась единственной сценической формой, способной отразить трагизм современной жизни. Трагическое мироощущение драматург передает через комическое несоответствие; его главным эстетическим приемом становится гротеск, сводящий воедино несочетаемые цели и средства, ситуации и характеры, проблемы и способы их решения. Так ведущим эстетическим направлением его драматургии становится жанр трагикомедии. В творчестве Дюрренматта ощущается влияние Брехта, однако действие его пьес перенесено из политической и социальной сферы в область морали, нравственности, духовной жизни. Основными темами драматурга становятся предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость.
Именно эта проблематика легла в основу пьесы, принесшей Дюрренматту мировую известность - "Визит старой дамы" (1957). Кроме славы, пьеса приносит автору и долгожданное материальное благополучие. В 1960-е годы он находится в расцвете своей литературной и театральной славы, одна за другой следуют престижные премии, драматург получает возможность путешествовать, заниматься общественной деятельностью.
Из других пьес наиболее известны "Ангел приходит в Вавилон" (1953), "Физики" (1962), "Играем Стринберга" (1970).
Творческое наследие Дюрренматта весьма объемно: он автор 23 пьес, многочисленных романов, новелл, рассказов, радиопьес, эссе. Среди них - сборник рассказов "Город" (1952), детективные произведения "Судья и его палач" (1952), "Подозрение" (1953), "Обещание" (1958), "Правосудие" (1985); повести "Грек ищет гречанку" (1955), "Авария" (1956), "Поручение" (1988), сборник статей "Проблемы театра" (1955), публицистические произведения "Записки из Америки" (1970), "Я ставлю себя позади Израиля" (1973), "Соответствия" (1976). В 1990 году, в период общественного переустройства стран социалистического лагеря, широкую известность получили две речи Дюрренматта, адресованные В. Гавелу и М. Горбачеву.
Скончался Фридрих Дюрренматт 14 декабря 1990 года, в Невшателе, менее чем за месяц до своего 70-летнего юбилея.
Andrew Nugged, © XXI
Копирование и цитирование материалов только при наличии гиперссылки на страницу Ладошек без блокировки индексации
Рейтинг Ладошек: КПК, мобильность, коммуникаторы, смартфоны, гаджеты, высокие технологии