Ладошки, у меня РАНЧИК РОДИЛСЯ! :-)
...
Уважаемые давние поклонники и посетители Ладошек!
Я запускаю коммьюнити-сайт, новый проект, а вы все, будучи
https://www.facebook.com/run4iq
Бег для интеллектуалов.
Бег для интеллекта.
Бег "за" интеллектом. Он сам не придёт ;-)
Ранчик родился!
Андрей AKA Andrew Nugged
Ладошки служат как архив программ для Palm OS и Poclet PC / Windows Mobile
и разрешённых книг с 15 окрября 2000 года.
Новым данным, полученным нами в ходе экспедиционных работ сезона 2000 года на верхнем Дону, и значительно расширяющим наши представления о культуре мегалитов Русской равнины, и посвящена настоящая работа.
отрывок из произведения:
...Камни-«чашечники», т.е. камни с небольшими (как правило, в несколько сантиметров диаметром) чашеобразными углубления достаточно хорошо изучены и описаны на территориях Прибалтики, Беларусии, Русского Севера, в ряде западноевропейских стран[viii]. По многим параметрам, как функциональным, так и генетическим, камни-»чашечники» представляются весьма похожими на гораздо лучше изученные в Центральной России камни-«следовики»[ix]. Действительно, углубления в камнях двух этих типов (соответственно «чашки» и «следы«) равно могут быть как искусственного, так и естественного происхождения, причем в большинстве случаев достоверно выяснить это не удается. Как «следовики», так и «чашечники» связаны в народной традиции с лечебной магией: дождевая вода, собирающаяся в их углублениях, почитается целебной. И со «следовиками», и с «чашечниками» часто связаны легенды, в которых действуют либо «нечистая сила» (например, «Чортов след», «Чортов камень» и т.д.), либо, напротив, персонажи божественные (»Перунов камень», «Божий камень» и т.д.). Есть и некоторые общие закономерности в расположении камней обоих данных типов.
Все это заставляет нас предполагать, что культы чашечных камней и камней-»следовиков» сосуществовали параллельно, а возможно, и просто представляют собой два варианта одного культа. Если это действительно так, то одного данного вывода достаточно, чтобы усомниться в еще не столь давно распространенном мнении об отсутствии чашечных камней в средней полосе России, где изучены и описаны десятки «следовиков». Однако есть и фактический материал, причем объем его последнее время постоянно возрастает.
Один из немногих «официально признанных» камней-»чашечников» был описан в 1987 году Калужской экспедицией ИА АН СССР в урочище «Чертово городище» в Козельском р-не Калужской обл-ти. Камень однозначно был определен как культовый; археологи дают ему следующее описание: «Камень с небольшими воронкообразными углублениями. Видимая его часть имеет форму трапеции 67х115х105 см, возвышающейся над дневной поверхностью на 5-20 см. В центральной его части сделаны 6 углублений диаметром 2-7 см и глубиной 4-20.5 см» [x].
Найдены чашечные камни и в других областях Центральной России: в Тверской[xi], в Ярославской[xii] и др. Существуют данные по предположительным «чашечникам» на территории Москвы[xiii]. По сообщению В.Н.Шавырина, в г.Богородицке Тульской области, в городском парке находится «странной формы камень с просверленными в нем 270 небольшими отверстиями. Отверстия, расположенные по спирали, складываются в змею»[xiv].
Там же, в Тульской области, ряд чашечных камней был обнаружен и нами в ходе экспедиции 2000 года: в районах населенных пунктов Красный Холм (верховья р.Непрядвы), Белоозеро (Кимовский р-н), Сабурово (Куликово Поле). Во всех трех случаях встреченные нами камни-»чашечники» не являются самостоятельными, но принадлежат мегалитическим культовым комплексам, контролируемым другими, более «важными», камнями. Так, на Белозерском святилище чашечный камень сопровождает менгир, образующий сакральный центр комплекса; на Краснохолмском святилище многочисленные «чашки» находятся на одном из фасов главного культового камня и т.д.
Подробные описания «чашечников» будут приведены ниже, по ходу описания соответствующих исследованных экспедицией святилищ...