полная
версия
новости   форум   товары, цены, заказ
скачать книги и софт: pocket pc, palm
Каталог книг
для карманных компьютеров
лучшиепопулярные
новые за сегодня, за 3 дня, за 7 дней
по жанрупо авторам
информация о библиотеке
анонсы новых книг на email


Эразм Роттердамский

28.10.1466 — 12.07.1536





Эразм Роттердамский (Дезидерий) (Desiderius Erasmus Roterodamus; настоящее имя — Герард Герардсон (Gerrit Gerritszoon)) — один из наиболее выдающихся гуманистов эпохи Возрождения, которого вместе с Иоганном Рейхлином современники называли «двумя очами Германии».
Родился 28 октября 1466 года в Роттердаме. Отец его, принадлежавший к одной из бюргерских фамилий городка Гуды (в южной Голландии), увлекся в юности одной девушкой, которая отвечала ему взаимностью. Родители, предопределившие сына к духовной карьере, решительно воспротивились вступлению его в брак. Влюбленные, тем не менее, сблизились и плодом их связи был сын, которому родители дали имя Герард, то есть желанный, — имя, из которого, путем обычной в ту пору латинизации и грецизации, был впоследствии образован его двойной литературный псевдоним Desiderius Erasmus, заставивший забыть его настоящее имя (фамильное имя его было Praet). Первоначальное образование он получил сначала в местной элементарной школе; оттуда перешёл в Девентер, где поступил в одну из основанных «общежительными братствами» школ, в программы которых входило изучение древних классиков.
В 1485 году Девентер поразила чума. Мать Эразма погибла и он уехал в Гауду к папе. Скоро скончался и он. Опекуны желали, чтоб Эразм и его брат Питер поступили в монастырь. В 1487 году Эразм сделался послушником обители Стейн, принадлежавшей к ордену августинских уставных каноников и позднее принял постриг.
В 1493 году он совместно совместно с Генрихом Бергенским, епископом Камбрейской епархии отправился в Рим в качестве секретаря.
Летом 1495 года Эразм уехал в Париж, обучаться богословию.
До весны 1499 года он оставался парижским студентом. Все это время он находил меценатов, которые захотели бы обессмертить свое имя покровительством будущему светилу богословия и словесности. Осенью 1498 года таковой меценат, наконец, нашелся - Уильям Блаунт, четвертый лорд Маунтджой. В мае 1499 года Маунтджой увез Эразма в Лондон.
Проведя лето в имениях Маунтджоя и его тестя в отдыхе и развлечениях, осень в Оксфорде, в августинской коллегии Святой Девы Марии, в беседах с Колетом и его сотрудниками, а декабрь и огромную часть января в Лондоне, Эразм в начале февраля 1500 года приехал опять в Париж, где вышел в свет его "Сборник пословиц". В апреле 1501 года он издал текст трактата Цицерона "Об обязанностях", а в мае покинул Париж, спасаясь от чумы.
Осенью 1502 года он приехал в Лувен. Адриан Утрехтский, настоятель лувенского собора Св. Петра, предложил ему читать лекции в институте. Но Эразм отказался.
В Лувене Эразм оставался до осени 1504 года. Следующие полгода он провел в Париже, выпустив к концу этого срока "Примечания к Новому завету" итальянского гуманиста Лоренцо Валлы.
1505-1506 годы Эразм провел в Англии, где получил предложение сопровождать в Италию отпрыской королевского лейб-медика Джованни Боэрио, который желал дать своим детям институтское образование. В конце августа Эразм прибыл в Турин, где получил докторскую степень.
В 1506 году Папа Юлий II особой грамотой освободил Эразма от всех канонических ограничений, налагавшихся на него рождением вне брака.
21 апреля 1509 года погиб Генрих VII Английский, и на престол взошел его отпрыск, Генрих VIII. Воспитателем нового сударя в годы его отрочества был лорд Маунтджой, который вспомнил об Эразме и послал ему средств на дорогу с просьбой возвращаться в Лондон. По пути он замыслил "Похвалу Глупости". Написана она была всего за недельку в английском доме Мора. Эразм был противником философии, как конструкции по аристотелевско-схоластическому типу.
Философия для него это мудрое понимание жизни, в особенности практическое благоразумие христианской жизни.
Великая религиозная реформа для Эразма состоит в следующем: стряхнуть с себя все, что навязано силой церковного авторитета, оговаривать тех схоластиков, которые указуют на простоту евангельской истины, которую сами же запутывают и усложняют.
Философский дух концепции Эразма своеобразно проявляется в "Похвале глупости". Речь идет о работе, ставшей более известной, и посреди иных она и сейчас читается с большим энтузиазмом.
О том, как прошли эти два года в Англии, никаких сведений не сохранилось. В 1511-1514 годах Эразм живет в большей степени в Кембридже, читая лекции, но основное его занятие - работа над письмами святого Иеронима.
В начале июля 1514 года Эразм покидает Англию. Следующие три года проходят в новейших скитаниях: Базель, Лондон, Брюссель, Антверпен, Брюгге, Гент, Майнц... В эти годы вышел в свет важнейший богословский труд Эразма -греческий текст Нового завета с комментариями и латинским переводом. Сразу с Новым заветом возникли девять томов сочинений святого Иеронима.
В 1517-1521 годах Эразм жил в Лувене.
Эразм Роттердамский поставил гуманизм на службу реформе, но не порывал с церковной церковью. Но единство церкви и христианства усилиями Мартина Лютера было утрачено. 31 Октября 1517 года Лютер выступил со своими 95-ю тезисами против индульгенций.
На первых порах он сочувствовал Лютеру всецело и, хотя от общественной поддержки уклонялся. Позже, еще в Лувене, он пробовал примирить Лютера с опппонентами, призывая обе стороны к взаимной сдержанности. Свои убеждения он сохранил нетронутыми и продолжал высказывать их до конца жизни, подставляя себя под огонь обоих лагерей.
Базельский период продолжался до 1529 года, когда сторонники реформы взяли верх. 13 Апреля 1529 года он отплывает вверх по Рейну; мишень его путешествия - город Фрейбург, находящийся под властью австрийских государей.
В это время создана крупная часть сборника "дискуссий просто". К тем же годам относится и совсем драгоценная для ближайших к Эразму веков часть его наследия - парафразы (то есть развернутые пересказы-истолкования) книг Нового завета.
Политические действия его практически не тревожут - годы и болезни берут свое. Но старость и недуги не помешали Эразму издать еще несколько трудов - "О ранешном и достойном воспитании детей" (1529), "Изъяснение псалма XXII", "Рассуждение насчет войны с турками", "О приличии детских нравов" (1530), "Истолкование знака веры", "О возлюбленном согласии в Церкви" (1533), "О приготовлении к погибели" (1534), "Экклезиаст, либо Евангельский проповедник" (1535).
В июне 1535 года Эразм приехал в Базель, чтоб лично следить за печатанием "Евангельского проповедника", которого он писал много лет и сам оценивал совсем высоко. Он рассчитывал скоро возвратиться обратно либо, напротив, продолжить путь и навестить родные края - Голландию, Брабант, - но к концу лета решил остаться. Нет сомнения, что на него до крайности тяжело подействовала известие о экзекуции Томаса Мора, клеветнически обвиненного в государственной измене и обезглавленного 6 июля 1535 года. По-видимому, он вправду ощутил, что жизнь кончена.
Эразм умер в ночь на 12 июля 1536 года в доме Иеронима Фробена, отпрыска и наследника Иоганна Фробена. 18 июля он был со всеми возможными почестями погребен в кафедральном соборе Базеля.
Andrew Nugged, © XXI
Копирование и цитирование материалов только при наличии гиперссылки на страницу Ладошек без блокировки индексации
Рейтинг Ладошек: КПК, мобильность, коммуникаторы, смартфоны, гаджеты, высокие технологии