полная
версия
новости   форум   товары, цены, заказ
скачать книги и софт: pocket pc, palm
Каталог книг
для карманных компьютеров
лучшиепопулярные
новые за сегодня, за 3 дня, за 7 дней
по жанрупо авторам
информация о библиотеке
анонсы новых книг на email


Хаймито фон Додерер

05.09.1896 — 23.12.1966





Хаймито фон Додерер — австрийский писатель. Эпический размах, иронический скепсис в романах из жизни Австро-Венгрии XX в. (дилогия «Лестница Штрудльхоф», 1951, «Бесы», 1956). Психоаналитический («Убийство, которое совершает каждый», 1938) и исторический («Окольный путь», 1940) романы с гротескными аллюзиями. Рассказы. Стихи.
Хаймито фон Додерер родился 5 сентября 1896 года в Хадерсдорфе неподалёку от Вены в зажиточной бюргерской семье. По окончании государственной гимназии в Вене в 1914 году фон Додерер поступает на юридический факультет Венского университета. Однако уже на следующий год (Первая мировая война в Европе в разгаре) он уходит добровольцем в армию. Фон Додерера отправляют в Галицию, где он в 1916 году оказывается в российском плену. Более 4 лет фон Додерер провёл в качестве военнопленного в Сибири под Красноярском.
Позже фон Додерер говорил, что решение стать писателем у него зародилось именно в Сибири, а точнее, 12 июля 1916 года, в день, когда он был взят в плен. Такое точное указание может, на первый взгляд, показаться стилизацией, в действительности же это судьбоносное событие в его жизни имело для фон Додерера огромное значение. В Сибири он пишет в манере Артура Шнитцлера новеллу «Катарина», в которой передаёт атмосферу, царившую в Вене на рубеже веков. По возвращении из плена в 1920 году фон Додерер приступает к изучению психологии и истории в Венском университете. К учёбе он относился очень серьёзно, однако, судя по дневниковым записям, науку фон Додерер рассматривал как вспомогательное средство в писательской деятельности. В 1925 году фон Додерер защищает докторскую диссертацию, но о карьере историка ему нечего было и думать, поскольку научно-исследовательский институт истории Австрии при Венском университете ему пришлось покинуть со скандалом.
С 1926 по 1931 год фон Додерер живёт очень скромно, работая журналистом в нескольких венских газетах. Однако прирождённым журналистом фон Додерер не был. К печати он испытывал глубокое отвращение. По мнению фон Додерера, журнализм представляет собой наибольшую опасность для писателя. Однако в те времена жить за счёт художественной литературы было невозможно. О произведениях фон Додерера (сборнике стихов «Переулки и пейзаж», экспрессионистской повести «Брешь», выдержанных в строгой музыкальной форме «Дивертисментах») критики отзывались с похвалой, но распродавались они плохо. В 1930 году фон Додерер публикует роман «Тайна империи», посвящённый Гражданской войне в России. В книге автор обобщает свой сибирский опыт. Очень динамичное действие романа с весьма неожиданной концовкой разворачивается на фоне искусно описанных сибирских пейзажей.
С современной литературой фон Додерер старался иметь как можно меньше дела. И это при том, что он был усердным читателем. Он основательно проштудировал Канта, Шопенгауэра и Вейнингера. Он был почитателем Рильке и Достоевского. Он был хорошо знаком с теориями Фрейда. Однако решающее значение для него имело личное знакомство с художником и писателем Альбертом Гютерсло. Они познакомились, когда фон Додерер по заказу одного издательства начал писать о Гютерсло монографию. Книга Гютерсло «Признание современного художника» произвела на него такой эффект, который он впоследствии называл «просветлением». Гютерсло, которого фон Додерер почти всю жизнь почитал своим учителем, научил его понимать творческую, в случае фон Додерера – писательскую, деятельность как богослужение, а не как средство добиться благосклонности публики.
Фон Додерер не хотел участвовать в литературной суете, он не желал присоединяться к каким-либо группировкам, представлявшим то или иное мировоззрение. Он стремился найти своё место в литературе исключительно силой своего творчества, причём не среди тех талантов, которые на все лады расхваливала печать. И Гютерсло, бывший истинным аристократом духа, указал ему, как это сделать.
Фон Додерер очень переживал, что его книги были не слишком читаемы. А тут ещё разразилась и семейная драма. В 1930 году фон Додерер женится на еврейке Густи Хастерлик, дочери зубного врача, с которой он поддерживал сложные любовные отношения с 1921 года. Совместная жизнь, однако, длилась недолго. В 1932 году они расстаются, что стало глубокой психической травмой для фон Додерера. Создаётся впечатление, что фон Додерер начинает утрачивать чувство реальности. Видимо, этим и объясняется тот факт, что в 1933 году он вступает в НСДАП. Очевидно, он надеялся, что политика нацистов в области культуры создаст ему более благоприятные условия для работы. Однако здесь его постигло разочарование. Переселившись в Дахау, он без проблем был принят в союз писателей, но шансы на публикацию своих произведений у него от этого не улучшились.
Своим литературным трудом фон Додерер не стал полезным нацистам. Ему оставались чуждыми как «почвенная» литература, так и исторический роман, воспевающий вневременного трагического героя. Тем не менее, фон Додерер уделял большое внимание колориту и историчности фона, на котором разворачивалось действие его романов.
В 1940 обращается в католицизм. С началом Второй мировой войны фон Додерер был призван в армию. Он служил в ВВС, сначала во Франции, затем в России, Вене и Норвегии. В 1942 попадает на русский фронт под Курск. Страдает от жесточайших приступов невралгии. В 1945 оказался в плену в Норвегии. В 1946 вернулся в Линц, а затем в Вену, на пять лет отстранен от профессиональной деятельности из-за принадлежности к нацистской партии. Дома в своих дневниках, опубликованных много позже, фон Додерер пытается проанализировать своё «сомнительное» поведение в 20-е и 30-е годы. Этот анализ собственного прошлого даёт ему богатый материал для романов.
В 1951 году к фон Додереру приходит, наконец, успех после публикации романа «Лестница Штрудльхоф».
В 1958 году фон Додерер публикует свой написанный ещё в 1951 году «Дивертисмент» «Иерихонские трубы». Сам автор неоднократно говорил, что считает это произведение своей лучшей книгой.
В 1956 году фон Додерер публикует своё главное произведение, роман «Бесы», над которым он работал практически всю жизнь. Увесистый роман объёмом почти в полторы тысячи страниц был встречен критикой и читающей публикой одобрительно. Особо отмечались сбалансированность и объективность повествования, что полностью отвечало политике консенсуса, проводимой тогда коалиционным правительством Австрии. Впрочем, после смерти писателя критики заговорили о консервативной позиции фон Додерера, которую они называли «идеологией отсутствия идеологии».
После публикации «Бесов» в жизни фон Додерера наступил затяжной творческий кризис. Вероятно, это объясняется тем, что из-за успеха романа автор чувствовал себя обязанным написать что-то, такое же значительное, как «Бесы».
В последние годы жизни фон Додерера в свет выходят его книги «Меровинги», «Слуньские водопады» и «Под чёрными звёздами», а посмертно был опубликован его роман «Пограничный лес».
Интересно отметить отвращение фон Додерера к автобиографии. Очевидно это объясняется тем, что многое в его собственной жизни ему было не слишком симпатично. Чуждой была ему и поза этакого раскаивающегося грешника. Фон Додерер считал, что «откровенно автобиографические элементы в романе – это такая убогость. Так дураки-эгоцентрики пытаются стилизовать себя под художников».
На вопрос же, что такое писатель, фон Додерер ответил:
«Ничто, совершенное ничто, и не нужно искать что-либо скрывающееся за ним. Это господин неопределённого возраста, которого время от времени можно встретить на лестничной клетке».
Умер Хаймито фон Додерер 23 декабря 1966 г. в Вене, Австрия.
Лауреат Большой государственной премии Австрии (1958), Большой премии Баварской академии изящных искусств (1964). C 1996 в Австрии вручается премия Додерера.
Andrew Nugged, © XXI
Копирование и цитирование материалов только при наличии гиперссылки на страницу Ладошек без блокировки индексации
Рейтинг Ладошек: КПК, мобильность, коммуникаторы, смартфоны, гаджеты, высокие технологии