Ладошки, у меня РАНЧИК РОДИЛСЯ! :-)
...
Уважаемые давние поклонники и посетители Ладошек!
Я запускаю коммьюнити-сайт, новый проект, а вы все, будучи
https://www.facebook.com/run4iq
Бег для интеллектуалов.
Бег для интеллекта.
Бег "за" интеллектом. Он сам не придёт ;-)
Ранчик родился!
Андрей AKA Andrew Nugged
Ладошки служат как архив программ для Palm OS и Poclet PC / Windows Mobile
и разрешённых книг с 15 окрября 2000 года.
Михаил Наумович Эпштейн — филолог, философ, культуролог, эссеист. С 1990 г. профессор теории культуры, русской и сравнительной литературы университета Эмори (Атланта, США). Член Союза писателей (с 1978 г.), Пен-клуба и Академии российской современной словесности. Автор 16 книг и около 500 статей и эссе, переведенных на 14 иностранных языков, в том числе «Философия возможного» (СПб, 2001), «Знак пробела. О будущем гуманитарных наук» (М., 2004), «Постмодерн в русской литературе» (М., 2005), «Все эссе», в 2 тт. (Екатеринбург, 2005). Автор сетевых проектов «ИнтеЛнет», «Книга книг», «Дар слова. Проективный словарь русского языка» и «Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник». Лауреат премий Андрея Белого (СПб., 1991) и «Liberty» (Нью-Йорк, 2000) за вклад в российско-американскую культуру.
отрывок из произведения:
...Хотя Книга книг рассчитана на долгое, многолетнее вхождение в электронную Сеть, основной массив ее текстов сложился в середине 1980-х годов. Книга книг — собрание альтернативных идей в гуманитарных областях: философии, этике, лингвистике, теории культуры. Эти идеи иллюстрируются отрывками из книг, где они впервые вводятся в употребление, бросая вызов господствующим теориям и общепринятым терминам.
Основной мотив, породивший такое множество «иномыслящих» текстов во второй половине XX века, и именно в России: история зашла в тоталитарный тупик, но при этом — двигаясь вполне последовательно, воплощая логику саморазвивающихся понятий, от Платона и Аристотеля до Гегеля и Маркса... Нужны альтернативные понятия, чтобы сбить историю с ее мерного шага, нужны интервенции «другого мышления», даже «безумного мышления»... Так развертывается целый веер альтернативных наук, вер, искусств, языковых моделей...
Хочу напомнить значение слова «альтернатива», тем более что во многих словарях дается сбивающее с толку определение. «Альтернатива» (от латинского alterодин или другой из двух) — возможность или необходимость чего-то иного по отношению к данному. Альтернативный — необычный, нетрадиционный, находящийся за пределом установленного, общепринятого. «Альтернативная медицина». «Альтернативная система образования». Альтернатива не предполагает устранения данного, а только возможность иного. Это мышление не в модусе «не» или «против», но в модусе «и\\\\или». Другое не противопоставляется исходному, а прибавляется к нему как ещё одна возможность. Альтернативное ничему не тождественно и ничему не противостоит, оно — иное, несводимое к категориям единства, борьбы, отрицания, исключения.
Допустим, существует наука лингвистика — королева гуманитарных наук второй половины XX века. Но почему именно вокруг слов и звуков, нарушающих тишину, происходит выделение и становление дисциплины, а не вокруг самой тишины, из которой выделяются ее объекты? Молчание задает языку границы его деятельности и ту форму, в которой он осмысленно расчленяет себя. Так возникает новая, альтернативная дисциплина — лингвистика молчания, или силентика (альтернативное название — сайлентология; можно назвать ее по-русски — «молчесловие»): наука о паузах, о формах умолчания и замалчивания, о «молках», единицах молчания, формирующих речь и определяющих глубину ее семантических переносов, метафорических сдвигов и фигуральных значений. Соответственно под рубрикой «Силентика» приводятся отрывки из таких книг, как «На границе языка: введение в лингвистику молчания», «История молчания в русской культуре», и др. Книга книг — это своего рода словарь альтернативного мышления, собрание странных, нетрадиционных, непринятых или отринутых, проклятых или безумных идей, которые по каким-то причинам не были реализованы в истории науки, философии, религии, но имеют шансы реализоваться в будущем.
Потенциация, или Позитивная деконструкция Таким образом, Книга книг — это попытка деконструкции тех понятий и теорий, которыми определяется самосознание современной цивилизации. Но это не критическая деконструкция того типа, которая распространена сейчас в академических кругах Запада, не ее негативный, критический вариант. Книга книг — это деконструкция идей путем создания их множественных альтернатив, вариаций, соперничающих моделей — так сказать, позитивная деконструкция, которая демонстрирует, что рядом с каждой дисциплиной, теорией, понятием, термином живет его «тень», которая при иных условиях освещения могла бы выступить как самостоятельный, первичный объект сознания. Возможны цивилизации, где основной гуманитарной дисциплиной была бы силентика, а не лингвистика; где философия была бы наукой о единичном, а не всеобщем; где главой языческого пантеона был бы не Юпитер, бог неба и грозы, а Термин, бог рубежей и границ, и т.д. Позитивная деконструкция не просто расшатывает основание какой-то системы понятий, показывает ее зыбкость и относительность, оставляя читателя перед лицом иронического «ничто», — но развертывает ряд альтернатив для каждой теории и термина: не критикует их, а скорее «потенцирует», т.е. вводит в беспредельно раздвигающийся ряд понятий, каждое их которых альтернативно другому, иначе трактует то же самое явление.
Например, наряду с археологией, изучающей материальные остатки древних цивилизаций, возможна археософия, изучающая древностные образования в цивилизациях настоящего и будущего. Археософия занимается не фактической, а типовой древностью, теми явлениями, которые существуют в модусе или парадигме древности, как, например, мавзолеи, или руины, или мифы, или племенное сознание и культ вождей в новейшей истории, или, наконец, книга и семья, если они мыслятся реликтовыми образованиями в современной культуре. Конечно, не археологии пристало заниматься древностным, как оно проявляет себя в живописи Пикассо, в романах Т. Манна, в коммунистической идеологии и т.п. Другой пример: возможность альтернативного календаря, альтернативных праздников. Наряду с пятницей, субботой и воскресеньем, которые освящаются великими религиозными традициями, выдвигается идеология и своего рода теология среды как самого будничного, срединного из дней недели. Подробнее эти примеры будут рассматриваться в соответствующих разделах Книги книг...